Нейроархитектура: как создавать человекоцентричные пространства
Рефик Анадола «Тающие воспоминания», 2018
Фото
Соцсети
Представьте, что вы входите в помещение — и, не успев ничего осознать, чувствуете, как выравнивается дыхание, становится тише внутри, а плечи вдруг перестают быть поднятыми. Или наоборот: заходите в другой интерьер — и будто бы сами собой начинаете торопиться, напрягаетесь, ловите раздражение. Знакомо?
Эти реакции не случайны. Пространства умеют говорить с нами на языке, который до недавнего времени казался интуитивным. Но сегодня у этого языка появляется научная грамматика. Нейроархитектура — область на стыке архитектуры, нейронауки и психологии — показывает, как среда может не просто быть фоном, а активно влиять на нас:
снижать уровень стресса,
помогать восстанавливаться,
поддерживать концентрацию и эмоциональную устойчивость.
Наш мозг непрерывно взаимодействует с окружающим миром, и нейроархитектура как раз объясняет, каким образом созданная среда может влиять на наши эмоции и поведение.
Определенные световые решения, различные текстуры поверхностей, пропорции объектов, наличие озеленения — все это оказывает влияние на нервную систему
Как подчеркивает Татьяна Леднева — аспирант и исследователь Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, нейроархитектура работает именно потому, что мыслительные процессы не изолированы «в голове» — они происходят и в теле, и окружающей среде (идея воплощенного познания).
Мысли встроены в движение, маршрут, физическое взаимодействие с пространством. «Человек не просто смотрит на архитектуру — он в нее входит, он по ней движется, он ищет путь, сопоставляет себя с пространством и пространство — с другими объектами». Именно поэтому архитектура, в которой мы живем и работаем, должна выступать в качестве инструмента для формирования гармоничной и эффективной среды, которая улучшает самочувствие, продуктивность и даже социальные связи.
Что такое нейроархитектура, как найти баланс между искусственным и естественным освещением, какую роль в нашей жизни играет биофильный дизайн и как на организм влияют различные цвета, рассказывает основатель и генеральный директор архитектурного консалтинг-бюро «Архистра», член Союза московских архитекторов Алексе Санду.
Базилика Святого Франциска в Ассизи
Фото
Соцсети
Эволюция архитектуры: от эстетики к науке
Нейроархитектура — это наука о нейрофизиологических основаниях эстетического опыта, вызванного взаимодействием с архитектурными стимулами и пространствами. Иначе говоря, нейроархитектура изучает изменения в мозге и его реакциях на особые визуальные стимулы: объекты, пространства и их оформление.
Приставка «нейро» к слову архитектура — это не просто красивый термин — он означает конкретный научный подход. В первую очередь это использование методов нейровизуализации, которые позволяют наблюдать за активностью мозга в ответ на различные архитектурные стимулы. Также это подразумевает, что проектирование среды основано на данных нейрокогнитивных наук — с учетом того, как человек воспринимает пространство, ориентируется в нем и взаимодействует с ним.
Первые практические исследования нейроэстетики появились примерно 200 лет назад
Но даже без научного обоснования и доказательной базы люди интуитивно создавали пространства, которые воздействовали на эмоции и состояние человека. Например, готические соборы с их устремленными вверх сводами вызывали у людей ощущение возвышенности и трепета. Входившие в них испытывали уникальный эстетический опыт, который основан на мультисенсорном воздействии таких факторов, как цвет, световые решения и архитектурное оформление. Когда человек сопоставляет свой рост с высотой здания или, допустим, пытается на глаз определить, сможет ли он забраться на определенную высоту, это тоже является нейроархитектурным исследованием на элементарном уровне.
Одним из первых осознанных примеров сочетания архитектуры и нейробиологии или иначе — нейроархитектуры стала история Джонаса Солка — ученого, который разработал вакцину против полиомиелита. В 1950-х годах, работая над важным исследованием, Джонас провел некоторое время в Италии и понял, что каждый раз, когда он посещал базилику Святого Франциска в Ассизи, атмосфера этого пространства стимулировала его мышление и креативность. Позже Солк привлек архитектора Луиса Кана для создания Института Солка — исследовательского центра, спроектированного с учетом влияния пространства на человека.
Фото
«Архистра»
Освещение: баланс между естественным и искусственным светом
Исследование Американской академии медицины сна показало, что есть прямая связь между наличием естественного света в помещении и поддержанием циркадных ритмов. Они же, в свою очередь, влияют на наше общее качество жизни, продуктивность и уровень энергии. Доказано, что в первой половине дня светильники с холодным белым светом способствует мозговой активности и эффективной работе, а теплый рассеянный свет в вечернее время помогает расслабиться и подготовиться ко сну.
Однако в нейроархитектуре помимо качества и температуры освещения важную роль играет и его направленность
Окна формируют архитектуру и геометрию помещения, одновременно с этим свет задает ему ритм, направляя солнечные лучи в отдельные точки пространства. И человек с большой вероятностью будет двигаться именно вдоль этих линий, которые создает свет. По этой причине грамотное использование естественного и искусственного освещения помогает зонировать пространство, управлять вниманием и направлениями движения внутри него.
Тест
Что интерьер вашей квартиры расскажет о вас?
1/7
У вас дома много…
Растений
Фотографий
Сувениров из путешествий
Современной техники
Фото
«Архистра»
Влияние цвета на настроение и когнитивные процессы
Цвет — это не только элемент дизайна, но и мощный инструмент для воздействия на психику. Согласно теории экологической валентности Карена Шлосса и Стивена Палмера, людей естественным образом больше привлекают цвета, которые ассоциируются со значимыми природными элементами и вызывают положительные эмоции:
синий,
голубой,
зеленый,
красный,
белый,
желтый.
В рабочей среде использование объектов красного цвета способствует увеличению мышечной силы и частоты сердечных сокращений, что может мгновенно повысить концентрацию и производительность труда. Оттенки зеленого и синего естественным образом ассоциируются с окружающей средой, они вызывают чувство спокойствия и снижают уровень кровяного давления. Такое воздействие может помочь человеку войти в расслабленное состояние, что снижает уровень стресса и повышает его креативность. Как правило, яркие цвета, такие как белый, желтый и оранжевый, способны воодушевлять и заряжать энергией. Их использование повышает мотивацию и энтузиазм на рабочем месте.
Фото
«Архистра»
Биофилия: интеграция природы в архитектуру
Согласно исследованию агентства по охране окружающей среды США, современный человек проводит 93% своей жизни в закрытом пространстве. Это кажется неправильным, учитывая историю развития человека как вида. Но сегодня благодаря развитию науки и различных архитектурных концепций появилось решение — интеграция биофильных элементов в дизайн среды, которые поддерживают врожденную склонность человека к общению с природой даже в высокоурбанизированном мире.
Использование природных мотивов, водных объектов, натуральных материалов (дерево, камень), а также панорамных видов на природу создает ощущение гармонии и связи с окружающим миром
Интересный эффект наблюдается в помещениях с зелеными зонами или небольшими огородами. Исследования отмечают, что наличие комнатных растений положительно влияет на функции организма человека: помогает значительно снизить артериальное давление и умственное напряжение, переключая внимание на позитивные мысли.
Баланс свободы и защищенности
Человеку одновременно важны ощущение простора и чувство безопасности. Перемещение между пространствами стимулирует активность гиппокампа, отвечающего за пространственную ориентацию, регуляцию стресса и первые этапы запоминания. Высокие потолки и открытые зоны активизируют мыслительные процессы и способствуют креативности.
Однако для психологического комфорта необходимо предусматривать укромные уголки — небольшие ниши и мягкие зоны в тихих местах
Эти пространства удовлетворяют первичную биологическую потребность в укрытии, помогая мозгу отключить тревожные механизмы и расслабиться. Наши предки, выходя на открытое пространство, обязательно осматривались, чтобы остаться незамеченными врагом или, наоборот, возможной добычей. И чем больше была зона, в которой можно было обнаружить возможную угрозу, тем больше внимания и сосредоточенности требовалось на принятие мер безопасности. Поэтому оптимальный баланс между открытым пространством и защищенными уголками делает среду одновременно стимулирующей и комфортной для психики.
Алексей Санду
Основатель и генеральный директор архитектурного консалтинг-бюро «Архистра», член Союза московских архитекторов